или
Поможем найти врача
звоните (ежедн. с 08 до 21) +7 (495) 125 29 51
Наши специалисты
Выберите удобный вид связи со специалистом MEDEE+. Помните, что загрузить файл можно только в сообщениях или добавив в личную электронную карту.
Внимание! Личное общение со специалистом значительно ускоряет процесс получения квалифицированного целевого ответа на ваш вопрос - специалист мгновенно получает СМС-оповещение о приходе сообщения с вопросом.

Нормальная возрастная забывчивость

ОПИСАНИЕ

Возрастная забывчивость. Память нередко (но далеко не всегда!) ухудшается с возрастом, причем возрастные нарушения запоминания касаются, в основном, текущих событий, в то время как прошлое видится живым, ярким, как будто случившимся совсем недавно.

В процессе старения страдает и психика. Снижается психическая гибкость, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, падает активность и общий тонус, появляется чувство слабости и общего недомогания, замедляются психические процессы, ухудшаются память и внимание, уменьшается способность радоваться и эмоционально реагировать на события жизни, появляется своеобразный старческий консерватизм. Эти изменения психики, выраженные в большей или меньшей степени, сопровождают процесс старения практически у каждого человека.

ПРИЧИНЫ

Причин ухудшения памяти довольно много — это и нарушения кровообращения, и гормональный дисбаланс, и эндокринные заболевания. Но забывчивость далеко не всегда является следствием проблем со здоровьем, иногда все дело лишь в отсутствии тренировки.

Возрастные изменения памяти происходят в связи с ослаблением концентрации внимания и уменьшением скорости реакции на внешние стимулы, что в свою очередь и приводит к недостаточности процессов кодирования и декодирования информации на этапах сохранения и воспроизведения. Поэтому столь эффективны методики, стимулирующие внимание человека при заучивании.

СИМПТОМЫ

Повышенная забывчивость является одной из наиболее распространенных жалоб у пожилых пациентов. Снижение памяти в пожилом возрасте может быть как следствием физиологических возрастных изменений ЦНС, так и патологическим симптомом целого ряда заболеваний головного мозга. Поэтому внимательный анализ характера мнестических нарушений имеет большое значение для ранней диагностики нейрогериатрических заболеваний и выбора правильной тактики ведения пациентов.

Выделяют три основных синдрома нарушения памяти:
  • общая амнезия (забывание текущей информации при сохранности воспоминаний о периоде, предшествующем болезни),
  • нарушения запоминания (связаны с нарушением анализаторных полей коры),
  • страдание памяти как целенаправленной, опосредованной и производственной деятельности (деменция).


Возрастные изменения памяти происходят в промежутке от 40 до 65 лет, не прогрессируют в дальнейшем, не приводят к каким-то затруднениям в повседневной жизни. У здоровых пожилых людей нет амнезии на текущие или прошлые события. При нормальном старении страдает больше всего слухоречевая память, а зрительная или двигательная в меньшей степени.

ЛЕЧЕНИЕ

Данную особенность "увядания" головного мозга можно легко преодолеть. Для этого необходимо ежедневно "тренироваться": решать кроссворды, стараться узнавать что-то новое, много читать, писать, говорить, смотреть телевизор, слушать радио и так далее.

Приёмы тренировки памяти.

Запоминание. Давно известно, что зубрёжка память не развивает. А 80-летние учёные запоминают специальную информацию лучше, чем их молодые ученики. Всё дело в структурности восприятия информации, а не в хаотичном её проглатывании.

Прочитайте текст и попытайтесь понять его главные моменты. Можете их подчеркнуть, выписать, повторите про себя.

Прочитайте текст ещё раз, уже обращая внимание на тонкости. Постарайтесь их связать с главными идеями. Повторите про себя основные мысли и уясните их связь с второстепенными. Чтобы углубить понимание текста, важно поставить вопросы к главным положениям.

Много раз читать один и тот же текст без запоминания основных идей бесполезно. Повторите текст несколько раз про себя или расскажите кому-нибудь. Кстати, именно так, повторяя про себя основные тезисы, готовятся к важным выступлениям и презентациям профессионалы.

Даже собираясь поговорить в семье с близкими о чём-то важном, проговорите свою речь про себя. Главное — установите конечную мысль, которую вы хотите донести. Не сбивайтесь на мелочи, тогда и ваши оппоненты будут вынуждены говорить по существу.

Метод ассоциаций. Это очень важный метод. Пример. Из памяти часто "выскакивают" имена и фамилии, которые вы раньше легко вспоминали. Попробуйте связать "застрявшую" фамилию с предметом или образом. Скажем, знаменитый дипломат Горчаков — свяжите его фамилию с горечью, горчицей. Потрясающий русский писатель Лесков — перед глазами встанет молодой лесок (повторить образ можно несколько раз).

Собираясь в магазин, не пишите список, а пересчитайте, сколько предметов надо купить. Можете каждый связать с цифрой: 1 — молоко, 2 — хлеб и т.д. Уходя из магазина, проверьте результат. Вы шли покупать 6 позиций — сколько у вас в сумке?

Активизируйте устный счёт. Начните снова считать в уме. Отложите калькулятор для крупных цифр. Прикиньте в уме, сколько денег нужно на самые простые покупки, разделите бюджет на расходы — и всё в уме.

Организуйте быт, чтобы не испытывать постоянную панику. Такая простая вещь — замки в дверях, закрывающиеся снаружи. И вы не окажетесь на лестничной клетке с единственной возможностью войти в квартиру, вызвав МЧС (кажется, это стоит несколько тысяч рублей).

Перед выходом из квартиры или отъездом с дачи повесьте список того, что у вас должно быть с собой: деньги, социальная карточка или проездной, очки, лекарства, которые вы всегда принимаете, ручка. Паспорт лучше положить в карман, закрывающийся на молнию. Мобильник надо держать всегда в одном и том же месте. Не раз приходилось видеть, как человек, особенно женщины, в панике разыскивает в сумке звонящий телефон. Если нет мобильника, то понадобится записная книжка — вдруг придётся звонить по автомату.

Мнемонические приёмы. Несколько телефонов, скажем рабочий телефон мужа, лучше помнить наизусть; номера теперь длинные — разбивайте на части. Повторяйте про себя, и вы его запомните. Применяйте мнемонические приёмы: скажем, 926 — в 1926 году родился папа, 15 — игра в «пятнашки», 33 — фильм с Леоновым про 33 зуба — длинно, но помогает.
Читать полность ...