АА добровольное «содружество мужчин и женщин, которых объединяет опыт, воля и общее желание бороться с алкоголизмом и помогать в этом другим». АА — непрофессиональные, неформальные психотерапевтические группы само- и взаимопомощи.
Аверсивная терапия общее название группы терапевтических методов, основанных на применении неприятных (аверсивных) стимулов, вызывающих у клиента неприязнь, отвращение, крайне неприятные, болезненные ощущения; относится к методам бихевиоральной терапии (см. Модификация поведения). А. т. применяется, как правило, при коррекции т. н. девиантного поведения — прежде всего алкоголизма, агрессивного поведения, различных сексуальных отклонений. В качестве аверсивного стимула чаще всего выступает: а) лекарственный препарат, вызывающий головную боль, тошноту, рвоту (напр.: аметин, апоморфин, антабус, которые сами по себе не вызывают никаких неприятных соматических ощущений, но в сочетании даже с малыми дозами алкоголя приводят к головокружению, рвоте и пр.); б) весьма чувствительный, хотя и не представляющий опасности для здоровья и жизни удар электрическим током, внезапный громкий шум и т. п.
Ал-Анон название добровольных, непрофессиональных и неформальных психотерапевтических групп само- и взаимопомощи, объединяющих родных и близких алкоголиков. Группы а. выросли из движения Анонимных Алкоголиков (см. А. А.), следуют тем же принципам (анонимность, безвозмездность помощи, подход к алкоголизму как неизлечимой болезни, которую можно купировать и т. д.). Цель а. — научиться помогать себе и своему близкому, страдающему от алкоголизма. См. также Алатин. (И. А. Мещерякова.)
Алатин добровольное неформальное содружество тинейджеров (молодежи 13-19 лет), страдающих от пьянства родителей. А. — часть семейных групп Ал-Анон, в свою очередь тесно связанных с движением Анонимных Алкоголиков (см. А. А.). Известно, что дети алкоголиков обременены множеством далеко не детских проблем, коренящихся в пьянстве родителей (или одного из них). Группы А. были созданы для оказания помощи им. Члены А. собираются, чтобы помочь себе и друг другу: они делятся опытом, учатся понимать, что такое алкоголизм и, главное, пытаются уменьшить влияние алкоголя на свою жизнь.
Аутогенная тренировка психотерапевтический метод широкого профиля, используемый для лечения заболеваний как функционального, так и органического характера. Применяется также как средство психологической саморегуляции состояний. Основан на использовании приемов самовнушения, элементов восточных техник медитации и погружения в релаксационное состояние. Направлен на овладение навыками произвольного вызывания ощущений тепла, тяжести, покоя, расслабления и на этом фоне нормализации/активизации протекания основных психофизиологических функций.
Викарное научение введенное амер. психологом А. Бандурой понятие о том, что научение может происходить на основе наблюдения за поведением др. людей (животных) и за последствиями их поведения, а не только на основе собственного поведения и лично полученного подкрепления. Син. научение путем наблюдения (observational learning). Иногда vicarious learning переводится как «косвенное научение»; более меткое, но семантически зауженное, название — «обучение на чужих ошибках». В. н. не следует полностью отождествлять с подражанием. См. Модификация поведения. (Б. М.)
Внушаемость индивидуальная некритическая податливость, готовность подчиниться внушающим воздействиям окружающих, книг, рекламы и пр., принять их идеи как свои собственные. Внушаемые люди относительно легко подчиняются указаниям и советам, даже если эти советы противоречат их собственным убеждениям и интересам, легко заражаются чужими настроениями и привычками. В. может проявляться в склонности к подражанию или самовнушению определенных состояний. Степень В. зависит от многих личностных и ситуативных факторов. Робкие, доверчивые, впечатлительные, тревожные, неуверенные люди отличаются повышенной В.
Возрастная регрессия психофизиологическое состояние, вызываемое с помощью гипнотического внушения у взрослых здоровых людей, в котором у них возникают воспоминания и формы поведения, свойственные ранним периодам детства. Напр., известный психотерапевт В. Л. Райков внушал своим испытуемым, что они находятся в возрасте 2 дня от роду, что вызывало пробуждение множества специфических для новорожденных рефлекторных движений и поз. См. Гипноз. (Б. М.)
Гештальт-терапия направление психотерапии, развившееся во 2-й пол. XX в., основывающееся на понятиях классической гештальт-психологии, в частности, на понятиях гештальта, фигуры и фона и на теории поля К. Левина. В то же время в Г.-т. можно найти элементы самых разных психологических и философских течений — психоанализа, экзистенциализма, психодрамы, феноменологии, дзэн-буддизма и др. Создатель Г.-т. — амер. психиатр Фредерик (Фриц) Перлз (Perls, 1893-1970). Он считал, что человека следует рассматривать как целостную живую систему, включенную во взаимодействие с окружающим миром, причем сама психологическая жизнь человека — это процесс образования гештальтов, т. е. целостных образов наличной ситуации. Под целостностью организма понимается в данном случае нераздельность и взаимопроникновение физической и ментальной активности человека. Любой аспект поведения человека рассматривается как проявление целого — его бытия. В норме бытие человека осуществляется «здесь и теперь», в контексте наличной ситуации.
Гипноз особое психофизиологическое состояние (отличное от сна и бодрствования), возникающее под влиянием направленного психологического воздействия — внушения. Значительное повышение восприимчивости к внушению сочетается в Г. с резким понижением чувствительности к действию всех др. факторов (вплоть до полной анестезии в глубоком Г.). Первостепенное место в возникновении и протекании Г. принадлежит психологическим факторам: характеру воздействий, исходящих от гипнотизера (целенаправленности внушающего влияния, искренности и выразительности интонации при внушениях, стройности и последовательности их смыслового содержания); установкам испытуемого (определяющим его отношение к социальной среде, личности гипнотизирующего, к самой процедуре Г.). Отличительной чертой Г. является строгая, не свойственная сну и бодрствованию, избирательность в усвоении и переработке информации.
Группа встреч особый вид групповой психологической работы, фокусирующейся не столько на групповом процессе как таковом и на процессе развития навыков общения, сколько на поиске аутентичности (подлинности) и открытости в межличностных взаимоотношениях. Основные параметры межличностных взаимодействий в Г. в.: концентрация на чувствах и переживаниях, осознание самого себя, чувство ответственности, самораскрытие, фокусировка на происходящем «здесь и теперь».
Дефлексия один из выделяемых в гештальт-терапии защитных механизмов. Он не входит в 4 основных защитных механизма, описанных Ф. Перлзом, и был введен позже, в процессе разработки гештальт-терапии. Суть его заключается в том, что человек избегает прямого, непосредственного контакта с др. человеком путем ухода в общении из ситуации «здесь и теперь». Он может пускаться в долгие рассуждения ни о чем, рассуждения на банальные темы, не относящиеся к актуальной ситуации, избегать живого эмоционального включения в настоящее, уходить в прошлое, игнорировать важность того, о чем ему говорят, и т. п. Уходить от контакта подобным образом может и инициатор общения, и его партнер. В 1-м случае инициатор быстро начинает ощущать бесплодность и бесполезность подобного общения, во 2-м случае его партнер, прикрываясь неким «щитом» также начинает испытывать дискомфорт, смущение, неловкость, он ощущает себя нелюбимым, неважным, незначительным. Следует отметить, что способность к уходу от контакта может оказаться полезной в определенных ситуациях, когда накал страстей слишком велик и может привести к разрушительным последствиям, напр. при обсуждении национальных вопросов. Однако если Д. становится стилем общения, человек вообще теряет контакт с окружающими и оказывается не способным к полноценному взаимодействию с ними. Человек, в результате, не получает от общения с др. людьми того, что ожидает. Даже если такой человек внешне владеет навыками общения, он не вступает в подлинный контакт с миром другого, не чувствует его. (А. А. Корнеев.)
Защита психологическая система регуляторных механизмов в психике, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Ситуации, требующие З. п., характеризуются реальной или кажущейся угрозой целостности личности, ее идентичности и самооценке. Эта субъективная угроза может порождаться конфликтом противоречивых тенденций внутри личности или несоответствием поступающей извне информации сложившемуся у личности образу мира и образу Я. З. п. направлена, в конечном счете, на сохранение стабильности самооценки личности, ее образа Я и образа мира, которая достигается: 1) устранением из сознания источников конфликтных переживаний или же 2) их трансформацией т. о., чтобы предупредить возникновение конфликта; 3) к механизмам З. п. относят также специфические формы реагирования (поведения), снижающие остроту переживания угрозы или внутриличностного конфликта (см. Конфликт внутриличностный).
Игровая терапия метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В качестве психотерапевтического средства игра стала использоваться в нач. 1920-х гг. в форме игровых инсценировок-драматизаций (т. н. психодрама, предложенная Я. Морено) для перестройки отношений и системы переживаний больного человека. В современной психотерапии взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывания различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
Идентификация
Катарсис термин, используемый в эстетике, в психологии искусства, психоанализе.
Конгруэнтность подлинность, открытость, честность; одно из 3 «необходимых и достаточных условий» эффективного психотерапевтического контакта (наряду с эмпатией и безоценочным позитивным принятием), разработанных в рамках человеко-центрированного подхода в психотерапии. Термин «К.» введен в психологию К. Роджерсом для описания: а) соответствия «идеального Я», «Я» и «опыта» в жизни человека; б) динамического состояния психотерапевта, в котором различные элементы его внутреннего опыта (эмоции, чувства, установки, переживания и т. п.) адекватно, неискаженно и свободно проживаются, осознаются и выражаются в ходе работы с клиентом. В случае К. (и в отличие от эмпатии) речь идет о переживании человеком своих собственных чувств, об их открытости себе и др. людям.
Контрсуггестия способность противостоять прямому внушению и заражению чужими чувствами и мыслями, критически оценивая те и др. Снижена в толпе и в состоянии гипноза.
Логотерапия теория и практика психотерапии, разработанная В. Франклом. Л. исходит из того, что основным двигателем поведения и развития личности является стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает у человека состояния экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации, выступающие причиной т. н. ноогенных неврозов, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни.
Моделирование
Модификация поведения коррекция или терапия поведения личности или группы, основанная на принципах формирования условных рефлексов (иначе говоря, на принципах классического и инструментального обусловливания), а также на методах, использующих когнитивное научение (напр., моделирование). Син. бихевиоральная терапия. К методам М. п. относятся: тренинг уверенности (см. Ассертивность), метод десенситизации, биологическая обратная связь, аверсивная терапия, жетонная система и т. д.
Нервно-мышечная релаксация техника (методика) саморегуляции состояний, использующая в качестве основного приема попеременное напряжение и расслабление различных мышечных групп, что обеспечивает быстрое достижение состояния релаксации (расслабления). Обычно представлена серией повторяющихся упражнений для основных участков тела и дыхательной мускулатуры. Эффективная Н.-м. р. сопровождается ощущениями общего покоя, отдыха, потепления конечностей, а также уменьшением нервного напряжения и снятием болей.
Онтотерапия является одним из практических воплощений и приложений онтопсихологии. Будучи изначально индивидуальной клинической практикой (А. Менегетти, 1995), О. получила впоследствии (подобно человеко-центрированному подходу в психотерапии К. Роджерса) экстенсивное развитие, осуществив экспансию в такие области, как педагогическая психология и психология семьи, социальная и политическая психология.
Проигрывание роли метод групповой психотерапии, в котором участники группы принимают роль некоторого лица (родителя, ребенка, учителя, начальника, девианта и т. д.) для того, чтобы достичь более адекватного понимания причин и мотивов его поведения, взглядов и состояний. В социальной психологии обнаружен значительный эффект П. р. на изменение аттитюдов. Так, в одном из исследований (Mann L., Janis I. L., 1968), проведенном на курящих амер. студентках, установлено, что П. р. курящего пациента, у которого обнаружен рак легких, приводило к более глубокому убеждению во вреде курения и к реальному долгосрочному уменьшению количества выкуренных сигарет (в среднем на две трети). (Б. М.)
Психодрама направление групповой психотерапии, использующее в качестве основной техники сценическую форму действия. Основоположником П. был Я. Морено (Moreno). Годом рождения П. считается 1921 г., когда был создан проект «Театр спонтанности». Морено следовал идее о том, что в основе человеческого существования лежит двойной принцип спонтанности и творчества. Исходя из клинических наблюдений и жизненного опыта, он сделал вывод, что создание ситуаций, в которых эти принципы высвобождаются, полезно для проработки проблем самого разного рода. Описывая психодраматический метод, он выделяет 5 основных инструментов: сцену субъекта (пациента), режиссера, штат вспомогательных помощников (или вспомогательные эго, Я) и публику. Каждый из этих элементов играет определенную роль. Так, сцена дает пациенту жизненное пространство, в котором он может почувствовать себя свободным, позволить себе самовыражение. При этом на сцене могут появиться не только «реальные» субъекты и объекты, но и внутренние персонажи пациента, которые именно в этой ситуации находят себе место. Сам субъект (протагонист в терминах П.) при этом должен реализовывать на сцене тот или иной элемент своей частной, конкретной жизни. В рамках П. ему предлагают пережить и сыграть самого себя и ту ситуацию, в которой он оказывается. При этом провозглашается принцип участия, согласно которому в ситуации пациента принимает участие большое число персонажей — и внутренних, и реальных. Как пишет Морено, «реальности не только боятся, но ее вызывают». Режиссер П. выступает в качестве постановщика, терапевта и аналитика. Он, во-первых, руководит происходящим на сцене, следуя прямым указаниям или улавливая малейшие намеки пациента; во-вторых, он взаимодействует с пациентом в качестве психотерапевта; в-третьих, в качестве аналитика он предлагает свои интерпретации происходящего. Вспомогательные Я — это участники группы, играющие значимых в жизни пациента людей. Они одновременно являются «дополнением» терапевта (ко-терапевтами) и к самому пациенту, проигрывая его ситуацию. Зрители, не принимающие непосредственного участия в П., но присутствующие при игре, с одной стороны, реагируя на происходящее, осуществляют воздействие на протагониста, а с другой стороны, сами оказываются в позиции пациента, воспринимая и сопереживая разворачивающемуся действию. Классическая П. состоит из 3 частей: 1) разогрев, во время которого активизируется спонтанность и креативность участников группы, формирует групповую сплоченность и групповую психодинамику и помогает участникам сосредоточиться на своих личных проблемах; 2) само драматическое действие, когда выбранный протагонист осуществляет и руководит проигрыванием ситуации; на этом этапе режиссер может применять различные техники для помощи протагонисту, такие как обмен ролями, дублирование (один из участников группы присоединяется к протагонисту и активно участвует в постановке действия), «психодраматическое зеркало» (протагонист становится в роль наблюдателя и смотрит на действие, в котором его роль исполняет др. участник группы) и др.; 3) шеринг (shearing), заключающая часть П., в процессе которой участники делятся своими эмоциями, возникшими в процессе работы, а также рассматривают сходства собственных жизненных ситуаций с происходившим во 2-й части.
В узком смысле П. — лечение человека (пациента) с помощью психологических средств воздействия. В широком смысле П. включает и оказание психологической помощи здоровым людям (клиентам) в ситуациях различного рода психологических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни. Подобная помощь оказывается в 2 основных формах: индивидуальной и групповой. В 1-м случае она основана на индивидуальном консультировании, хотя иногда возникает необходимость в консультировании группы (напр., семьи). Основой групповой психотерапии являются игры и дискуссии в их различных видах и сочетаниях. В настоящее время в этой области существует многообразие теоретико-методических подходов, связанных прежде всего со своеобразием понимания природы человека, человеческих отношений, групповых процессов. Наиболее известные среди них — психоаналитический, необихевиористский, когнитивный, гуманистический, нейролингвистическое программирование (НЛП) и т. д. Применение каждого из подходов обычно адекватно определенному кругу психотерапевтических задач. См. Гештальт-терапия, Гипноз, Группа встреч, Гуманистическая психология, Игровая терапия, Логотерапия, Модификация поведения, Онтотерапия, Проигрывание роли, Психодрама, Психотерапия интерактивная, Ребёфинг, Роджерс К., Секстерапия, Семейная терапия, Телесно-ориентированная психотерапия, Транзактный анализ, Франкл В., Холотропическая терапия.
Психотерапия интерактивная один из методов глубинной психотерапии в измененных состояниях сознания (ИСС) (др. методы — нейролингвистическое программирование, недирективный гипноз М. Эриксона, ребёфинг, холотропическая терапия и т. д.). П. и. представляет собой психотерапевтический процесс, состоящий из предварительного обучения, формирования устойчивых навыков и приемов интерактивной рефлексивной работы с внутренней реальностью как в обычных, так и в ИСС; цикла погружений в ИСС с активной рефлексивной работой по специально разработанным методикам и подробным анализом и коррекцией использованных интерактивных стратегий после каждого погружения; последующего индивидуального использования навыков интерактивной рефлексивной работы в обычном состоянии сознания в повседневной жизни (А. В. Россохин). П. и. применяется при ИСС, индуцированных с помощью психотехнических приемов, напр. интенсивного дыхания; медитативной практики; гипнотического воздействия и т. п., а также в ИСС, непроизвольно возникающих при постепенном засыпании или сразу после выхода из сна для интерактивной работы со сновидениями.
Ребёфинг дыхательная методика психологической коррекции, самоисследования и духовной трансформации, разработанная Л. Орром и С. Рэй (Orr, Ray, 1977). Психотехнология Р. заключается в применении интенсивного дыхания для индуцирования измененных состояний сознания (ИСС) и внутренней работы с аффирмациями (утверждениями).
Релаксация общее состояние покоя, расслабленности при отходе ко сну, после сильных переживаний или физических усилий, а также полное или частичное мышечное расслабление, наступающее в результате произвольных усилий типа аутогенной тренировки. Возможна долговременная Р. (во время сна, гипноза, при некоторых фармакологических воздействиях) и относительно кратковременная, в т. ч. периодическая Р., чередующаяся с напряжением.
Ретрофлексия один из основных защитных механизмов, выделяемых в гештальт-терапии наряду с интроекцией, проекцией и слиянием. Буквально слово «Р.» означает «обращение назад на себя». Смысл этого механизма состоит в том, что человек вместо активного изменения среды и обстоятельств направляет энергию на изменение самого себя. При Р. человек делает для себя то, что он хотел бы сделать другому или то, что он хотел бы получить от другого. При этом происходит разделение себя на объект, который подвергается изменению, и субъект, который, собственно, изменяет. По выражению некоторых авторов, при Р. человек «сжимает свою психологическую вселенную до самого себя, не ожидая ничего от др.» (И. Польстер, М. Польстер, «Интегрированная гештальт-терапия»). Возникновение Р. связывается, в частности, с недостаточным вниманием окружающих к ребенку, в результате чего у него формируется интроективное убеждение: «Никто не способен позаботиться обо мне. Следовательно, я должен сделать это сам». Точно так же происходит «разворот» на себя негативных эмоций, испытываемых по отношению к окружающим. В лучшем случае Р. может выполнять функцию жесткой самокоррекции, однако при частом повторении этот механизм превращается в тиски, сковывающие человека в статичном состоянии, когда он оказывается не способен повлиять на внешний мир, сосредоточивая всю свою энергию на самом себе. (А. А. Корнеев.)
Семейная терапия (или психотерапия) (англ. family therapy) — модификация отношений между членами семьи как системы с помощью психотерапевтических и психокоррекционных методов и с целью преодоления негативной психологической симптоматики и повышения функциональности семейной системы. В С. т. психологические симптомы и проблемы рассматриваются как результат неоптимальных, дисфункциональных взаимодействий членов семьи, а не как атрибуты к.-л. члена семьи («идентифицируемого пациента»). Как правило, С. т. реализует не интра-, но интерперсональный подход к решению проблем; задача состоит в том, чтобы изменить с помощью соответствующих интервенций семейную систему в целом.
Слияние один из основных защитных механизмов, выделяемых в гештальт-терапии. В целом, в рамках понимания человека как субъекта, действующего в среде, С. можно определить как недостаточное отделение себя от среды. Человек начинает воспринимать общность своих и чужих («другого») взглядов, мнений, установок, мировоззрения как нечто само собой разумеющееся. Он м. б. сам источником этих взглядов, а может и принимать взгляды другого. С. описывается (напр., И. Польстер, М. Польстер) как некая игра, в которой партнеры играют по определенным правилам, однако эти правила известны только одному из них.
Совладание психические процессы и поведение, направленные на преодоление и переживание стрессовых (кризисных) ситуаций, особенно психосоциального характера. Большое количество исследований посвящено изучению, систематизации и сравнению эффективности разнообразных стратегий (способов, приемов, стилей) С., таких, напр., как решение проблемы собственными силами, обращение за помощью к семье, обращение к религии, уход от проблемы, оптимизм, релаксация, юмор, обращение за помощью к друзьям. Разработаны тренинговые программы развития навыков С. Иногда термином «С.» обозначают лишь «рациональные, конструктивные» способы реагирования на стресс, противопоставляя их «бессознательным» механизмам психологической защиты (см. Защита психологическая). Однако следует заметить, что не всякий сознательный способ поведения, переживания и когнитивной переработки можно считать рациональным и конструктивным (напр., употребление алкоголя или самообвинение), равно как и не всякий механизм психологической защиты безусловно плох, неконструктивен и неэффективен. (Б. М.)
Телесно-ориентированная психотерапия направление психотерапии, в котором психологические проблемы пациентов рассматриваются в связи с особенностями функционирования их тела. Наиболее распространенные виды Т.-о. п. — это анализ характера (или характероанализ) (character analysis) Вильгельма Райха (Reich, 1897-1957), биоэнергетический подход (bioenergetic analysis) А. Лоуэна (Lowen), биосинтез (biosynthesis) Д. Боаделлы (Boadella) и др.
Телесно-ориентированная психотерапия — одно из направлений психотерапии, имеющее свою историю развития, свои школы. ТОП объединяет разнообразные теоретические и методологические подходы к воздействию на психику посредством изменений, производимых с телом. Основная идея ТОП — неотделимость тела от сознания, убеждение в том, что тело является проявлением личности и между ними имеется функциональное единство. Телесная психотерапия обращается к глубинным взаимосвязям, представляющим собой психо-телесные процессы, уделяя при этом одинаковое внимание как телесному, так и психическому компоненту. ТОП обладает большим набором техник (от «катарсических» до «телесной гомеопатии»): методами работы с дыханием, прикосновением, мышечным тонусом, позой, движением, чувственным осознаванием, образами, языком и т. д., с помощью которых осознаются, изучаются и принимаются вытесненные аспекты опыта личности с целью его последующей интеграции.
Транзактный анализ теория личности и система психотерапии (направленной на рост и изменение личности; напр., на изменение аттитюдов), ведущие свое развитие из концепции Э. Берна. Син. транзакционный анализ. Главная цель Т. а. как психотерапии состоит в том, чтобы у клиента сформировалась адаптивная, зрелая и реалистическая установка (аттитюд) на жизнь, т. е., в терминах Берна, чтобы «взрослое эго получило гегемонию над импульсивным ребенком». (Б. М.)
Тренинг уверенности относится к бихевиоральной терапии. См. Ассертивность, Модификация поведения.
Холотропическая терапия теория и практика глубинной психотерапии и самоисследования, разработанные Станиславом и Кристиной Гроф. К др. методам глубинной психотерапии в измененном состоянии сознания (ИСС) относятся: ребёфинг, вайвэйшн, интерактивная психотерапия (см. Психотерапия интерактивная), нейро-лингвистическое программирование, недирективный гипноз М. Эриксона и т. п.).